Елена Случевская. «Декаданс». Карточная колода и эскизы к ней. Пресс-релиз художественного проекта.
Елена Случевская.
«Декаданс». Карточная колода и эскизы
к ней.
15.08
— 31.12. 2017
Санкт-Петербург, Московский проспект,
127Б, «Фабердент».
«Сдаётся
мне, что игра опять не стоила свеч…»
— написал
Глеб Рудольфович Самойлов. Возможно,
лирическому герою песни выпала
«несчастливая карта» в судьбе, возможно
он «…просто
плохо играл».
Так или иначе, карточные игры, где
сталкиваются ум, сила воли и его
величество Случай, представляются
весьма и весьма декадентской темой.
Индивидуализм
и эстетизм, темы театра и игры, питающие
философию декаданса на рубеже XIX
и
XX веков,
являются актуальными и для современного
искусства. Героем
настоящей выставки стал проект Елены
Случевской «Декаданс»
— карточная
колода и эскизы к ней, а также несколько
графических работ на тему. Это авторская
колода художника, основанная на его
«личной мифологии» — собственном
словаре образов.
В колоде «Декаданс»
пятьдесят четыре карты, что соответствует
так называемой французской колоде,
популярной в Европе со времён позднего
Средневековья. В неё входят тринадцать
штук каждой масти от двойки до туза и
два Джокера. Изысканный стиль линий и
точек «рифмуется» с графикой «прекрасной
эпохи»1.
Он поддержан строгой «алхимической»
гаммой
— художником
выбраны чёрный, белый и алый (красный)
цвета.
Все «людские
персонажи»
— «нездешние»,
иные. Они могли бы встретиться либо в
романе «Наоборот» Карла Гюисманса,
считающемся «библией декадента», или
в дореволюционном немом кино. Образ
задумчивого шута
— один из
главных для этой колоды. Он присутствует
как на «рубашке» карт, так и вынесен на
коробку колоды. В личной мифологии Елены
Случевской Шут
— чудак, в
колпаке которого поёт свобода
— занимает
одно из почётных мест. Ещё один шу
— Джокер
— застыл в
утонченной позе балетного страдания и
будто подсмотрен художником на мистическом
представлении «Балаганчика» Александра
Блока.
Работы проекта имеют
несомненные театральные ноты и это
неслучайно. Декаданс как театр изящной,
тонко продуманной эстетики является
для художника Елены Случевской излюбленной
сюжетной, а, возможно, и художественной,
игрой,
вмещающей в себя горечь и красоту
человеческой жизни. И если ещё один
лирический герой Глеба Рудольфовича
Самойлова предлагал «поиграть в
декаданс», то сегодня появилась карточная
колода, с помощью которой это можно
сделать.
1Период
в западноевропейском искусстве и
культуре, хронологически включающий
в себя рубеж XIX и XX веков. В России
известен как «Серебряный век».
Ольга Зиневич.
1Период
в западноевропейском искусстве и
культуре, хронологически включающий
в себя рубеж XIX и XX веков. В России
известен как «Серебряный век».
Комментарии
Отправить комментарий